ТБ-3 (краткое описание)

Автор: Алешин Виктор  |  Рубрика: 194 гв.втап, Авиатехника

ТБ-3 являлся настоящей «Летающей крепостью» 30-х годов. Летящий на огромной высоте со сверхзвуковой скоростью пилот Ту-160 может усмехнуться: какая там «крепость»… Громоздкий, неуклюжий, угловатый… Крейсерская скорость ТБ-3 была порядка 200 км/ч — ему не догнать и гоночного автомобиля, потолок у первых серий не превышал 4000м. Гофрированная обшивка вызывает ассоциации со стиральной доской , отовсюду что-то торчит, игнорируя требования аэродинамики, колеса со спицами, как у велосипеда. Экипаж закутан в меха, пилоты и стрелки в открытых кабинах усердно мажут физиономии гусиным жиром, чтобы не обморозиться. По фюзеляжу гуляет ветер, поддувая из многочисленных щелей. А нормальная бомбовая нагрузка в 2000 кг вполне по силам большинству современных истребителей-бомбардировщиков. Да и не кажется ТБ-3 сейчас таким уж гигантским. Размах его крыла — около 40 м, примерно как у Ту-154 или Ан-12.
И, тем не менее, тогда это была «крепость»! Во всем мире в то время лишь Япония могла похвастаться шестью четырехмоторными бомбардировщиками Ки-20 («тип 92»), переделанными из пассажирских самолетов Юнкерс G.38. Во Франции тяжелобомбардировочная авиация начала создаваться во второй половине 30-х годов, и ее численность никогда не превышала одной—двух эскадрилий. Американцы начали в 1937г. с трех самолетов. В Англии после длительного перерыва четырехмоторные бомбардировщики встали в строй уже в ходе Второй мировой войны. А над Красной площадью в середине 30-х годов 1 мая и
7 ноября проплывало по полторы сотни ТБ-3, всего же ВВС РККА могли выставить до шестисот таких кораблей.  Именно СССР имеет неоспоримый приоритет в создании стратегической авиации. И это произошло благодаря появлению на свет ТБ-3.
К началу Великой Отечественной войны ТБ-3 уже  устарел. Но в середине 30-х годов этот четырехмоторный цельнометаллический гигант считался чудом своего времени. Ни одна страна мира тогда не имела на вооружении ничего подобною, а над Красной площадью в дни праздников проплывали сотни таких машин. Эти гиганты по праву называли воздушными кораблями и даже «воздушными линкорами». ТБ-3 — такой же символ тридцатых годов, как «тридцатьчетверка» — символ Великой Отечественной. В качестве ночного бомбардировщика «устаревшие ТБ-3 применялись до конца 1943 года, принимали участие в Сталинградской и Курской битвах.

По мере перехода авиации дальнего действия на более современные бомбардировщики ТБ-3 передавались в гражданскую авиацию, где после небольшой переделки использовались для перевозки грузов и пассажиров под обозначением Г-2. Несколько самолетов работало в полярной авиации под обозначением АНТ-6А.

 

Источник: Юденок В. Самолеты СССР второй мировой войны / В. Юденок; Худож. А. Архипов, К. Архипов, В. Ликсо, Г. Долбик — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2003. — 352 с.: ил.

ТБ-3 уходят в бой. Гастелло В.Н., Щапов Е.С.

Автор: Алешин Виктор  |  Рубрика: 194 гв.втап

 

В.Н. Гастелло      Е.С.Щапов

В.Н. Гастелло                                Е.С.Щапов

Оглавление

 

От авторов

Глава 1. Рождение и становление полка

Глава 2. Великие Луки

Глава 3. Война. Боевые действия на Центральном фронте

Глааа4. В боях под Москвой

Глава 5. Сталинградская битва

Глава 6. Курская битва

Глава 7. Действия на Ленинградском фронте

Глава 8. Боевые действия с аэродромов Ротмистровка. Умань, Житомир

Глава9. Боевые действия с аэродрома Львов. Зволенская операция

Глава 10. Победа. Итоги боевой работы полка

Глава 11 Деятельность полка в мирное, послевоенное время

Глава 12. Ветераны остаются в строю

Заключение

Литература

 

От авторов

О создании книги о 1-ом тяжелобомбардировочном авиационном полке, а после Великой Отечественной войны 1-ом гвардейском Краснознаменном Брян­ском бомбардировочном полке дальней авиации имени Н. Ф. Гастелло, ветераны полка мечтали все послевоенное время. Авторы и другие ветераны изучали документы о событиях военного времени в Центральном архиве; Министерства обороны. Собирала статьи и заметки из фронтовых газет и из периодической печати мирного времени. В архиве Совета ветеранов полка собраны письма и воспоминания ветеранов, многочисленные фотографии военного и мирного времени, запечатлевшие фронтовые будни и моменты встреч друзей-однополчан в мирное время.

Авторы попытались в хронологическом порядке изложить собранный матери­ал с освещением участия полка на фоне основных стратегических операций наших войск.

Предпринята попытка показать как можно больше участников военных дей­ствий в составе гвардейского полка, показать, как накапливался опыт, профессио­нальное мастерство с момента зарождения полка и в процессе боевых действий, начиная с участия в военных операциях в Китае, у озера Хасан, на Халхин-Голе и в Финской кампании. Приобретенный при этом опыт обеспечил попку возмож­ность активно включиться в боевые действия с самого начала Великой Отече­ственной войны; а первый же боевой вылет полк выпустил ночью 38 экипажей. В книге показано, как с каждым боевым вылетом повышалась эффективность выполнения заданий, росло мастерство летного состава; сегодня только еще начи­нающий летать ночью а простых условиях экипаж, назавтра выполнял сложные боевые задания… Воины полка с самого начала войны были воодушевлены подвигом своего однополчанина летчика Н.Ф.Гастелло, служившего в полку с 1933 по 1941 год. Это в попку был первый Герой Советского Союза, а всего этого высокого звания удостоились 11 человек за героизм, проявленный во время войны, а также В.Г. Романюк за доблесть и отвагу при испытании парашютов, результаты которых спасли жизнь многих авиаторов.

Авторы не сразу взялись за эту ответственную работу, ведь после окончания войны прошло уже 55 лет! Совсем мало осталось в живых ветеранов-фронтовиков полка, но необходимость вспомнить тех, кто отдал жизнь за нашу Родину обязала нас довести этот труд до конца в эту, 55-ю годовщину Великой Победы.

После окончания войны 1-ый гвардейский авиаполк был передан из Дальней авиации в Военно-транспортную и продолжал выполнение сложных заданий уже в мирное время. За участие в выполнении таких заданий с полетами в Лаос, Вьетнам, Афгани­стан и другие страны многие авиаторы удостоены правительственных наград в мирное время.

В создании книги приняли участие ветераны попка А.Н.Боднар, а также Г.Г.Гнусарев, Ю.С.Зауральский, А.К. Ванзин использованы сведения, содержащиеся в книгах ветеранов полка Героев Советскою Союза Ф.Н.Орлова «Маршруты голубой двойки» и М.Т.Лановенко «Эхо войны», а также материалы, ранее подготовленные И.В.Филипповым, Н.Шевчуком, С.И.Емельяненко, письма и заметки многих ветеранов полка.

Большая работа проделана Т.А.Гастелло по компьютерной обработке со­бранного материала к изданию книги.

 

От составителя электронного варианта

Данная книга была подготовлена к печати в 1992 году. Однако авторам пришлось немало походить по редакциям и инстанциям, чтобы найти желающих напечатать рукопись. В наш «сумасшедший век» за все надо платить, а на патриотическое воспитание подрастающего поколения денег нет. К сожалению, печатный вариант книги Е.С. Щапов увидеть не успел: 27.04.2000 года его не стало. Заниматься непосредственной подготовкой к изданию было некому, поэтому в печатном варианте Вы можете обнаружить много ошибок. Подготовка электронной версии проводилась при активном участии ветерана полка Боднара А.Н., который предоставил экземпляр рукописи 1992 года. При редактировании мы постарались устранить некоторые неточности, грамматические ошибки, а также восстановили страницы, пропущенные в типографии, в остальном книга не претерпела изменений.

В 2005 году в Долгопрудном Виктор Николаевич Гастелло переиздал книгу «ТБ-3 вступают в бой». Издание выполнено в мягком переплете, дополнено, устранены ошибки и опечатки, фотографии выполнены с хорошим качеством. Большую помощь в подготовке и первого и второго издания оказала жена Виктора Николаевича — Тамара Алексеевна. К сожалению, тираж второго издания также невелик, всего 500 экземпляров.

гв. подполковник запаса Алёшин В.Н.

«ТБ-3 вступают в бой». Щапов Е.С., Гастелло В.Н. 


p

Content Protected Using Retrovtap.Ru