21 отбаэ

Автор: Алешин Виктор  |  Рубрика: Авиаколлекция

Вашему вниманию предоставляется статья внука боевого летчика Великой Отечественной войны Локтионова Федора Васильевича, начинавшего войну на тяжелых тихоходных бомбардировщиках ТБ-3. Опираясь на рассказы и материалы своих деда и бабушки, Павел Черевин повествует о неизвестных страницах той жестокой войны, об истории создания и боевых буднях 21 отдельной (ночной) тяжелой бомбардировочной авиационной эскадрильи (печатается впервые).

НЕИЗВЕСТНАЯ  И  ЗАБЫТАЯ  21-Я  ОТДЕЛЬНАЯ

21-я отдельная тяжелобомбардировочная авиационная эскадрилья (отбаэ), что она из себя представляла? А представляла она из себя сколоченные, еще довоенного времени хорошо слётанные  боевые экипажи, главным образом из состава 1 тбап (впоследствии 1 гв.апдд), обладавшие большим опытом полетов в сложных метеорологических условиях и днем и ночью.

Эти экипажи принимали  участие во многих летно-тактических учениях и военных конфликтах конца  1930-х годов. Это были опытные, смелые и мужественные авиаторы, которые  в первые дни войны вылетали на своих старых, тихоходных ТБ-3 , обрушивая свой смертоносный груз на головы немецко-фашистских захватчиков.

Итак, 8 сентября 1941 года  из состава 1 тбап были выделены четыре экипажа ТБ-3 во временное распоряжение командующего ВВС Северо-Западного фронта — это были экипажи заместителя командира эскадрильи капитана Родионова П.И., заместителя командира 2 АЭ капитана Сушина Н.И., командиров отрядов старших лейтенантов Локтионова Ф.В. и Орлова Ф.Н.. Командиром группы был назначен капитан Родионов.

12 сентября эти четыре экипажи перелетели с аэродрома Кувшиновка на аэродром Будово. Отсюда же экипажи и приступили к выполнению боевых заданий в интересах   Северо-Западного фронта. Вылетали они  на выброску листовок, бомбардирование скопления войск противника. выброску грузов партизанам.

Уже после нескольких успешно выполненных боевых заданий, командованием было принято решение оставить эти  экипажи в составе ВВС СЗФ и сформировать на базе 4-х экипажей ТБ-3 21-ю отдельную тяжелобомбардировочную авиационную эскадрилью (ночников), подчиненную непосредственно командующему ВВС СЗФ.

2 октября 1941 года стола официальной датой образования 21 отбаэ.

Командиром АЭ был назначен капитан Родионов П.И., заместителем командира АЭ капитан Сушин Н.И.,  командирами  отрядов старшие лейтенанты Локтионов Ф.В. и Орлов Ф.Н.. Штурманом  АЭ старший лейтенант Сырицо Е.  И., инженером АЭ Тружеников А.И., комиссаром АЭ Колпашников Д. ( с июля 1942г. батальонный комиссар Виноградов С.Н.). В  начале 1942г. нач. штаба АЭ стал капитан Скорынин М.Д.

В первых числах октября 1941 года на укомплектование  21 отбаэ  начали прибывать экипажи из других частей и летных школ — это экипаж командира корабля старшего лейтенанта Большакова С.С.; чуть позже, в январе 1942 года в нее вошли экипажи командира отряда капитана Скворцова М.А., командиров кораблей капитана Григорьева Г.Н., старшего лейтенанта Петрухина Г.С., лейтенанта Драпиковского В.Ф.

В конце мая 1942года на пополнение  21 отбаэ  прибыли два экипажа  на самолетах Р-5 . Это  были экипажи  командира звена Богомолова Г.Н.  и командира экипажа сержанта Катарушкина А.Г.

С начала октября 1941 года экипажи базировались на аэродроме Змеево под Калининым (ныне Тверь), нанося бомбовые удары по врагу в районе населенных пунктов: Дно, Великие Луки, Канютино, Белый, Ситно, Сычевка, Семеново, Медное, Мигалово и др.

В те грозные октябрьские дни экипажи вылетали на уничтожение 250-й Испанской «голубой» дивизии, которая расположилась в районе Новгорода. Позже также успешно экипажи уничтожали самолеты противника на аэродроме Мигалово.

…Февраль 1942 выдался для большинства экипажей АЭ «жарким», они совершали в ночь до 4-х боевых вылетов, бомбардируя аэродромы ж/д узлы, штабы и скопления войск противников, нанося ему серьезные потери в технике и живой силе.

Начиная с марта экипажи стали часто летать на выброску грузов для партизан, в частности в партизанские бригады под командованием Васильева и Германа. В марте-апреле несколько экипажей АЭ оказывали помощь десантникам, оказавшимся в «котле» под Демянском. Грузы сбрасывались группе Тарасова с минимальных высот.

Также много вылетов было выполнено на выброску грузов для оказания помощи, оказавшейся в тяжелом положении войск 1-й Ударной армии.

Экипажи АЭ часто вылетали и на бомбардировку вражеского аэродрома Глебовщина, который играл важную роль для полуокруженной 16-й немецкой армии.

На 1 июня 1942 года в 21-й отбаэ имелось шесть самолетов ТБ-3 и два самолета Р-5. 14 июня 1942 года 21 отбаэ вошла в состав 242-й НБАД и находилась в ней до самого расформирования.
Война есть война, и потери в ней неизбежны. За период октябрь 1941 года — сентябрь 1942 года АЭ потеряла 5 самолетов: в ночь с 29 на 30 октября 1941 года при бомбардировании скопления войск противника по шоссе Медное — Паустово огнем зенитной артиллерии, был поврежден и произвел вынужденную посадку экипаж зам.командира эскадрильи капитана Сушина Н.И. Самолет был разбит, члены экипажа отделались легкими травмами и попали в госпиталь.

В ночь с 12 на 13 ноября 1941 года при бомбардировке аэродрома Гривочки огнем зенитной артиллерии был поврежден и произвел аварийную посадку на оккупированной территории экипаж командира отряда старшего лейтенанта Локтионова Ф.В. Через 17 суток с помощью партизан экипаж в полном составе, в форме, с оружием и документами перешел линию фронта. И после небольшого отдыха на другом самолете вновь приступили к выполнению боевых заданий.

В ночь с 6 на 7 июля 1942 года при бомбардировке аэродрома Глебовщина, ночным вражеским истребителем был сбит экипаж командира корабля лейтенанта Драпиковского В.Ф. Из состава его экипажа вернулись только двое — это раненный в левую руку штурман старший лейтенант Милостивенко И.А. и воздушный стрелок. Три члена экипажа включая командира попали в плен, а судьба еще трех членов экипажа осталась неизвестной.

 

В ночь с 13 на 14 августа 1942 года при бомбардировании переправы на реке Ловать у Рамушево, огнем зенитной артиллерии был сбит экипаж командира корабля капитана Большакова С.С. Со сбитого экипажа вернулись лишь двое, сам Большаков С.С. и воздушный стрелок. Из доклада Большакова стало известно, что при покидании горящего и разваливающего самолета с парашютом правый летчик лейтенант Шашко В.И. попал под винты и погиб.

В сентябре 1942 года в районе Старой Руссы огнем зенитной артиллерии был сбит экипаж командира отряда Героя Советского Союза капитана Орлова Ф.Н. Из экипажа погиб стрелок-радист.

Ввиду того что в эскадрильи экипажей оказалось больше, чем самолетов, командование закрепило на один самолет по два экипажа. Так они и летали, ведь взять новые ТБ-3 было неоткуда.

Но и враг дорого заплатил за эти потери. В качестве примера можно привести несколько результативных бомбардировочных ударов.

Так ночью 7 октября 1941 года экипаж командира отряда старшего лейтенанта Локтионова Ф.В. в городе Великие Луки уничтожил здание, в результате чего погибло 130 немецких офицеров.

Результативным был и налет  экипажа командира отряда старшего лейтенанта Орлова Ф.Н. В ночь с 16 на 17 декабря 1941 года его экипаж  в г.Новгороде уничтожил здание. Погибло 132 офицера противника.

А в одну из ночей конца февраля 1942 года на одном из вражеских аэродромов экипажи капитанов Орлова Ф.Н., Локтионова Ф.В., Скворцова М.А. и Большакова С.С. за два вылета уничтожили более двадцати вражеских самолетов.

В итоге к концу 1941 года  экипажами АЭ на аэродромах было уничтожено около 60 вражеских самолетов.

В конце осени сорок второго года личный состав АЭ начали направлять на учебу и переводить  в другие авиационные части. В декабре 1942года командир  АЭ  майор Родионов П.И. убыл на учебу. Командование эскадрильей принял  Герой Советского Союза капитан Орлов Ф. Н. Дни эскадрильи  были сочтены.

И вот 21 декабря 1942 года пришел приказ о расформировании 21 отбаэ. На тот момент в ней находилось  4 самолета ТБ-3 и один самолет Р-5. Самолеты с экипажами     были переданы  в состав 699 отдельного транспортного авиационного полка (ОТРАП).

21-я отдельная тяжелобомбардировочная авиационная эскадрилья просуществовала 1 год и 3 месяца (официальная дата расформирования — январь 1943года). За этот небольшой период экипажи АЭ. провели немало бессонных ночей в воздухе в некомфортных кабинах самолетов ТБ-3, обдуваемых всеми ветрами, заливаемых дождями  и засыпаемых снегом. Сколько раз экипажи прилетали на аэродром, имея десятки пробоин в конструкции, с поврежденными моторами и пр. Несмотря на трудности личный состав АЭ мужественно и результативно выполнил  поставленные  перед  ним боевые задачи.

Экипажи АЭ не бомбили Берлин, Данциг, Кенигсберг, они «вышибали» врага со своей родной земли: бомбардировали аэродромы, ж/д узлы, переправы, штабы, скопление техники и живой силы, сбрасывали листовки, десанты, грузы для наших войск и партизан.

За время своего существования  авиационная эскадрилья вела боевую работу с аэродромов: Будово, Змеево,  Большая Бережа, Выползово, Крестцы, Макарово, Едрово, Хотилово. Но основным аэродромом АЭ с ноября 1941 года был все же аэродром Выползово.

География полетов экипажей 21 отбаэ свидетельствует о том, что летать приходилось много, и район выполнения боевых заданий был достаточно велик: Новгород, Старая Русса, Псков, Великие Луки, Холм, Андреаполь, Торопец, Осташков, Кневицы, Молвотицы, Великое Село, Тулебля, Дубовицы, Дубровка, Рамушево, Лычково, Весючий Бор, Медное, Мигалово, Демянск, Глебовщина, Гривочки, Сольцы, Березна, Пустошка, Любница, Ходыни, Ляховичи, Шелгуново, Замошье, Малая Вишера, Большое Опуево, Новая Русса, Ильятино, Шимск, Дедовичи, Чихачово, Тугалово, Перстово, Вязовка, Бяково, Омычкино, Васильевщина, Выдерка; Озера: Ильмень, Селигер, Волго, Шлино, Вершинское, Родиловское, Полисто; Реки: Волхов, Ловать, Пола и др.

За боевые подвиги пришли и заслуженные боевые награды: Указами Президиума Верховного Совета СССР от 30 ноября и 21 декабря 1941 года, 6 января и 12 сентября  1942 года отличившиеся авиаторы АЭ были удостоены высоких Правительственных наград. Несколько человек были награждены орденом Ленина и представлены к званию Героя Советского Союза. А командиру отряда  капитану Орлову Ф.Н. 21 июля 1942 года звание Героя Советского Союза было присвоено.

Вот такая  была  21 отбаэ, сформированная из опытнейших  4–х экипажей  1 тбап, прошедшая короткий, но славный боевой путь. Однако история этой авиационной части и ее личного состава незаслуженно затерялась в запутанных лабиринтах неумолимого времени.

Печально, что в средствах массовой информации много пишется о ратном подвиге воинских частей, просуществовавших до конца прошлого века, об отдельных Героях той войны, и почти ничего нет о частях и подразделениях, которые по разным причинам были расформированы в период Великой Отечественной или вскоре после неё.

12 января 2013 года

Павел Черевин

Украина, г.Мариуполь

Комментирование закрыто.


Content Protected Using Retrovtap.Ru