История 117 втап (6 дбап,345 тбап,179 отаэсз,117 оапРЭБ)

Автор: Алешин Виктор

 

1 июля 2016 года исполнилось 78 лет со дня создания 117 Берлинсккого ордена Кутузова 3 степени военно-транспортного авиационного полка (6 дальне-бомбардировочного авиационного полка). На этой страничке будет выложена информация о непростой истории этого необычного полка, который пережил немало трагических событий во время Второй Мировой войны и после неё до самого своего расформирования в июле 2009 года. В 2014 году полк был восстановлен и получил новое Знамя, началась новая история авиачасти.

 

117-й

БЕРЛИНСКИЙ ОРДЕНА КУТУЗОВА III СТЕПЕНИ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК

 

1. Формирование 6 дбап.
2. Накануне тяжелых испытаний.

  • Участие в Финской компании

3. Великая Отечественная.

  • Иранская операция
  • Кубань
  • На Берлин

4. Дальний Восток.
5. Литва (Шяуляй).

  • На стратегическом направлении;
  • От заправщиков к постановщикам;

6. В Вооруженных Силах России (Оренбург)
7. Ветераны.

8. Второе рождение 117 втап
9. Краткая информация по истории полка

 Формирование 6 дбап

Свою родословную 117-й Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк ведет от 6-го дальнебомбардировочного авиаполка, который был сформирован в летом 1938 г. в Иваново на базе 19-й дальнебомбардировочной авиабригады (19 дбаб создана в 1936 году в Иваново, комплектовалась кадрами Монинского, Воронежского и Ржевского авиагарнизонов с привлечением личного состава 23-й, 11-й и 4-й авиабригад, а также выпускниками авиационных училищ и академий).

На 1 февраля 1938 г.  бригада состояла из 3 эскадрилий, самолетный парк составлял 31 самолет ТБ-3 , два Р-5 и два У-2 . 4-я эскадрилья была сформирована к середине мая 1938 г. Вскоре на вооружение эскадрильи поступили ТБ-3, переданные из 2-й АЭ, личный состав которой начал переучивание на бомбардировщик ДБ-3Б. Восемь бомбардировщиков конструкции Ильюшина эскадрилья получила 3 — 5 июля. С 15 сентября по 20 декабря звено ДБ-3 во главе с командиром 2-й эскадрильи майором Грачевым принимало участие в оперативно-химических учениях под Ташкентом.

Управление 19-й авиабригады на май 1938 года: командир авиабригады — Рябцев, нач.штаба — Травников Н.Г., нач.химической службы — Пятов И.С.

Травников Николай Григорьевич, в 1936 г. нач.штаба 19 тбаб

Травников Николай Григорьевич, в 1936 г. нач.штаба 19 тбаб

Смена матчасти совпала по времени с реорганизацией. В соответствии с Директивой Генерального штаба РККА №4/4/35527 от 19.08.1938 года  19-я авиабригада была переформирована в 6-й дальне-бомбардировочный авиационный полк (1 АОН).

1 июля 1938 г. принято считать официальным днем рождения полка.

Первым командиром полка был назначен капитан Никитин Bиктор Cеменович (фото отсутствует).

По штатам того времени в полках дальних бомбардировщиков полагалось иметь одну истребительную эскадрилью. Истребительная, 6-я эскадрилья (И-16) присоединилась к полку в середине октября 1938 г. Она была перебазирована из Люберец.

13 декабря 1938 г. — дата формирования 5-й эскадрильи полка. Самолеты ТБ-3 для 5-й эскадрильи, подобно самолетам 4-й эскадрильи, взяты из 1-й АЭ, которая начала получать бомбардировщики ДБ-3Б. К концу 1938 г. полк был укомплектован в полном соответствии со штатом: пять бомбардировочных и одна истребительная эскадрильи. Полк входил в состав 13-й авиабригады (штаб в Калинине) 1-й авиационной армии (штаб в Москве). Самолетный парк полка по состоянию на конец 1938 г.:

 

ДБ-3

ТБ-3

У-2

Р-5

1-я АЭ

7

1

1

-

2-я АЭ

6

1

-

1

3-я АЭ

1

9

-

1

4-я АЭ

-

9

1

-

5-я АЭ

1

9

1

-

6-я АЭ

полностью укомплектована истребителями И-16

По итогам 1938 г. полк получил следующие оценки:

-  штурманская и бомбардировочная подготовка — удовлетворительно;

-  летная подготовка — слабо.

На ДБ-3 летало десять экипажей, из них два экипажа управления полка и восемь из 2-й эскадрильи; 30 экипажей из 1-й, 2-й, 4-й и 5-й эскадрилий летали на ТБ-3.

1938 год завершился для личного состава бригады трагедией — в последний день года, 31 декабря, в учебном воздушном бою разбился летчик старшина Егоров — первая потеря полка.

К концу января 1939 г. в составе полка была сформирована 7-я истребительная эскадрилья. С февраля по июнь 1939 г. личный состав 3-й, 4-й и 5-й эскадрилий изучал самолет ДБ-3.

Накануне тяжелых испытаний

В середине лета 1939 г. 6-я истребительная эскадрилья под командованием капитана Гугашина убыла на Дальний Восток, где приняла участие в боевых действиях на реке Халхин-Гол. В составе эскадрильи отличился А. Ворожейкин, удостоенный за бои в Монголии звания Героя Советского Союза.

лейтенант Ворожейкин Арсений Васильевич

Следом за 6-й эскадрильей полк лишился и 7-й истребительной эскадрильи. В связи с обострением обстановки на Западе 7-ю эскадрилью перебросили сначала в Монино, затем под Ленинград, в Пушкин, и официально исключили из состава 6-го дбап.

Согласно телеграфному распоряжению Генерального Штаба от 7 сентября 1939 г. вступила в силу Директива № 150003сс экз. № 118. По данной Директиве «в связи с осложнением международной обстановки на западе» началось перебазирование полка в западные районы СССР. 10 сентября железнодорожным эшелоном в Шайковку убыл наземный персонал для подготовки приема самолетов и летных экипажей. Под «осложнением международной обстановки» подразумевался освободительный поход Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. Но вскоре перебазирование было остановлено, и эшелоны возвращены в Иваново.

На 20 октября 1939 года штат 6 дбап выглядел следующим образом:

  • Управление полка (штат 15/828-Б, численность 40 человек)
  • 5 эскадрилий (штат 15/807-Б, численность 570 человек)
  • Резервная эскадрилья (штат 15/806-Д, численность 78 человек)
  • Химический взвод (штат 15/893, численность 40 человек)

Управление полка было в следующем составе: командир 6 дбап – майор Никитин В.С., начальник штаба – майор Кузнецов А.И., военком полка – батальонный комиссар Иванов Н.И., ст.штурман полка — Голиадзе Л.А., ст.инженер полка — военинженер 3 ранга Вирячев Н.Т.

Участие в Финской компании

Как оказалось, эшелоны вернулись в Иваново на короткий срок. Уже в сентябре наземный состав по железной дороге вновь был отправлен на Запад, теперь под Новгород в Кречевицы. С 14 ноября по 31 декабря 1939 г. в Кречевицах базировался весь полк. 14 и 15 ноября в Кречевицы перелетели 55 полковых ДБ-3Б и один ТБ-3. Вся 13-я авиабригада вошла в состав действовавшего против Финляндии Северо-Западного фронта.

До середины декабря полк не летал по причине плохой погоды. Первый боевой вылет был выполнен 19 декабря в составе 33 самолетов, из которых отбомбились 28 машин по целям: ж.д. станция Хельсинки — 4 ДБ-3; ж.д. станция Сяйние — 8 ДБ-3; ж.д. разъезд Лиимейе — 16 ДБ-3.

С боевого задания не вернулся один ДБ-3Б из 1-й эскадрильи. После выполнения боевой задачи над своей территорией при попытке пробить облачность самолет столкнулся с землей. Экипаж в составе командира капитана Жердева, штурмана капитана Козлова, радиста Сысоева и воздушного стрелка Бекенева погиб.

21 декабря лишились сразу четырех ДБ-3. Раненый капитан М.А. Брусницын (6-й дбап) на поврежденной машине совершил вынужденную посадку у погранстолба № 237. Экипаж капитана А.С. Светелкина пропал без вести.

В связи с плохой организацией и планированием боевых вылетов в декабре 1939 года Никитин В.С. и начальник штаба Кузнецов А.И. были сняты с занимаемых должностей и отправлены в Иваново (Никитин будет назначен на должность начальника штаба недавно сформированного 69 иап (с 1942 г. 9 гв.иап). В середине января 1940 года полк принял участник войны в Испании подполковник Тупиков Георгий Николаевич, начальником штаба был назначен майор Лобахин Николай Михайлович.

Как известно многим историкам авиации, документация 30-х годов и времен Финской войны в строевых частях практически не сохранилась. Относящиеся к тому периоду записи в Исторических формулярах полков обычно делались в конце 40-х — начале 50-х годов на основании различных документов, а порой и по рассказам ветеранов. А вот в Историческом формуляре 117 втап сохранились подробные записи, касающиеся Финской войны. Вот маленькая выписка из формуляра.

Итоги Финской войны: На боевые задания вылетало 922 самолето-экипажа, бомбило — 809 (88 %), сброшено 14 ФАБ-500, 206 ФАБ-250, 4512 ФАБ-100, 843 ФАБ-50, 1210 ЗАБ-50, 164 РРАБ-3, 358.800 листовок, сбито противником самолетов полка — 11, погибло — 37 человек, без вести пропало 4 самолета и 15 человек, сбито — 15 самолетов противника.

Боевой налет – 3653 час.

За мужество, проявленное в борьбе с белофиннами правительством награждено: трем командирам присвоено звание Героя Советского Союза:

1. Флагманскому стрелку-радисту старшине ЛОПАТИНУ Федору Ивановичу

2. Помощнику командира полка майору БАЛАШОВУ Ивану Филипповичу.

3. Помощнику командира 2 АЭ капитану ФЕДОРОВУ Евгению Петровичу;

орденами: ЛЕНИНА — 11 чел., «Красного Знамени» — 48 чел. «Красной Звезды» — 25 чел., медалями: «За Боевые Заслуги» — 20 ч. И «За Отвагу» -2 чел. Всего награжденных — 109 командиров.

В конце января в состав полка включили 6-ю эскадрилью (12 самолетов ДБ-3Б), выделенную из 3-й авиационной армии (Запорожье), а 25 января полк включили в состав 27-й авиабригады.

К концу войны с Финляндией полк был укомплектован сверх штата. После завершения боевых действий полк некоторое время оставался в Кречевицах, а 13 марта в составе 62 экипажей ДБ-3 и одного ТБ-3 перелетел в Курск. 19 марта из Кречевиц в Курск отбыл эшелон с инженерно-техническим имуществом и наземным персоналом. В Курск эшелон прибыл 23 марта, перебазирование завершилось.

В Курске полк был переведен на штат мирного времени, а сверхштатные самолеты и экипажи пошли на формирование 100-го дальнебомбардировочного авиаполка, первым командиром которого стал помощник командира 6-го дбап Герой Советского Союза майор И.Ф. Балашов.

После перебазирования в Курск полк вошел в состав 64-й авиабригады Западного военного округа. Начальником штаба 64-й бригады в тот период являлся полковник Травников, (будучи капитаном, формировал 19-ю бригаду, на базе которой был впоследствии сформирован 6 дбап).

В 1940 г. 64-я авиабригада была расформирована в связи с массовой реорганизацией Красной Армии. 6-й дбап был включен в состав 26-й смешанной авиадивизии, которая базировалась в Тбилиси. Новым местом дислокации полка стал аэродром Евлах в Азербайджане.

В Евлах полк перелетел 25 апреля 1940 г. (эшелон с наземными службами прибыл 15 апреля), а уже 1 мая, без предварительной тренировки, шесть девяток ДБ-3 приняли участие в воздушном параде над столицей Грузинской ССР. А 6 мая шесть девяток во главе с командиром полка полковником Тупиковом приняли участие в торжественном открытии Сумур-Дивичинского канала, расположенного в Азербайджане северо-западнее Баку.

В это же время вместо ушедшего на повышение полковника Тупикова Г.Н. на должность командира полка был назначен майор Набоков Семен Константинович.

Смена места дислокации отразилась на плане боевой подготовки. Теперь большое внимание уделялось полетам над морем. В июне-июле к полетам над морем прошло подготовку 43 экипажа. Над акваторией Черного моря выполнялись полеты продолжительностью 4 ч на дальность 1100 км.

В августе девять ДБ-3 из 3-й эскадрильи принимали участие в совместных учениях Черноморского флота и Закавказского военного округа. По результатам учений экипажи получили оценку «хорошо».

7 ноября 1940 г. четыре девятки бомбардировщиков из 6-го дбап принимали участие в воздушном параде над Баку.

Великая Отечественная

Иранская операция

Вторая Мировая война для нашего полка началась с Иранской операции — совместной англо-советской операции по оккупации Ирана под кодовым наименованием «Операция „Согласие“», которая проводилась с 25 августа 1941 года по 17 сентября 1941 года. Её целью являлась защита иранских нефтяных полей и месторождений от возможного захвата их войсками Германии и их союзниками, а также защита транспортного коридора (южный коридор), по которому союзниками осуществлялись поставки по Ленд-лизу для Советского Союза.

В начале августа на базе 6 дбап были сформированы управление 132 бомбардировочной авиадивизии и 453 дальнебомбардировочного авиаполка. Набоков С.К. был назначен командиром вновь сформированного 83 дбап, его место занял майор Лавриненко Гавриил Пантелеевич. Комиссаром 6 дбап стал батальонный комиссар Климов, начальником штаба – ст.лейтенант Калиниченко. В полку осталось: управление — 2 экипажа на ДБ-3, 1-я авиаэскадрилья — 10 экипажей ДБ-3 и звено на Пе-2.

В рамках Иранской операции самолеты 6-го дбап с аэродрома Евлах в ночь на 25 августа нанесли бомбовые удары по порту Энзели и аэродрому Пехлеви. (см. карту по Иранской операции)

К-сожалению, первый вылет оказался для полка крайне трагичным. Эшелон полета был выбран ниже безопасного. 8 из 10 самолетов столкнулись с горными вершинами (3 из них были из 6 дбап). Погибли самые подготовленные экипажи, включая и командира полка майора Лавриненко Гавриила Пантелеевича, возглавлявшего группу. В маршрут полета срочно были внесены изменения и последующие вылеты прошли без потерь. В частности, экипаж капитана В.И. Лукина выполнил четыре боевых вылета и сбросил свыше 4 т бомб.

27 и 29 августа полк осуществлял боевые вылеты в район Казвина.

Командиром полка вместо погибшего Лавриненко был назначен полковник Можаев Александр Иванович (по данным ЦАМО погиб 26.12.1941)

С сентября по ноябрь полк выполнял боевые вылеты с аэродрома Сандары (ныне Марниули) в Грузии. Затем его перевели на Кубань.

Кубань

С ноября 1941 г. полк под командованием Лукина базируется в станице Кореновской Краснодарского края (ныне г.Кореновск). Боевые вылеты выполнялись по объектам, расположенным в Крыму, на территории Ростовской области, Южной Украины. Некоторое время полк выполнял особые задания командования и именовался полком особого назначения (подробнее см. «6-й дальнебомбардировочный» Санберг Л.В.)

В начале лета 1942 года наибольшее количество боевых вылетов пришлось на цели, расположенные в окрестностях Севастополя. Особое место занимает бомбардировка пресловутой железнодорожной 800 мм установки особой мощности «Дора». Это сверхтяжелое орудие обстреливало осажденный Севастополь из района поселка Дуванкой, что в 20 км от города.

Предварительно разведкой были установлены точные координаты сверхмощного орудия. 17 июня на боевое задание ушла всего пара ДБ-3. Ведущим шел сам командир майор Лукин. Каждый самолет нес по десятку «соток». Бомбы накрыли цель — после этого налета «Дора» не сделала по Севастополю ни одного выстрела (из других источников «Дору» вывел из строя экипаж Назина И.И., немецкие же источники утверждают, что «Дора» исчерпала свой ресурс по стволу и была вывезена для ремонта. Документально бомбардировка «Доры» и расположение её в районе Дуванкой не подтверждается. Советская разведка в период боевых действий так и не смогла определить местонахождение «Доры». Эффективность же этой суперпушки, по заявлению немецких генералов, оказалась очень низкой. 48 выпущенных снарядов существенного вреда обороне Севастополя не принесли).

Летом 1942 г. основные события разворачивались на южном фланге советско-германского фронта. На крайнем юге германские войска рвались к предгорьям Кавказа. В июле пал Ростов. Утром 1 августа экипажи 6-го дбап нанесли очередной бомбовой удар, на сей раз по станице Кущевской. На обратном пути командир полка обнаружил механизированные колонны противника, которые двигались в направлении станицы Кореновской. Аэродром оказался в опасности.

Лукин после приземления отдал приказ о немедленном перебазировании на запасной аэродром в Кизил-Юрте. Последним с Кореновской взлетал самолет командира. Перегруженная машина упорно не хотела отрываться от полосы. Самолет был загружен полковым имуществом, на борту находилось и знамя полка. Взлететь удалось только с 4-й попытки, когда на аэродроме уже появились немецкие мотоциклисты. Василий Иванович Лукин выполнил в годы войны более полутора сотен боевых вылетов и ни разу не был ранен. Дважды его представляли к присвоению звания Герой Советского Союза, однако Героя он так и не получил. В 50-е годы полковник Лукин принимал участие в испытаниях ядерного оружия, командовал 45-й дивизией Дальней Авиации.

Непростой боевой вылет выпал на долю экипажа старшего сержанта И.И. Назина. 25 июня над целью в окрестностях Севастополя его ДБ-3 получил попадание в правый мотор, двигатель загорелся. Тем не менее экипаж прицельно отбомбился. От цели Назин уходил в сторону занятой советскими войсками Северной стороны. Скольжением удалось сбить пламя, и второй заход на цель был выполнен на двух работающих двигателях, но сразу после сброса второй серии бомб поврежденный двигатель остановился. Назин принял решение садиться в Севастополе на аэродроме Юхарина балка. Бомбардировщик приземлился в 1 ч 30 минут ночи 26 июня. К утру, используя детали с имеющихся здесь самолетов, поврежденный мотор удалось отремонтировать. Но с возвращением на базу пришлось повременить.

О незапланированной посадке в Севастополе бомбардировщика стало известно командующему Приморской армией генералу И.Е. Петрову. Командующий лично попросил экипаж выполнить боевое задание — подавить артиллерийскую батарею немцев в районе Федюнинских высот. Полет на бомбежку батареи выдался в высшей степени необычным — так Дальняя Авиация еще не работала: в 22 час 30 мин взлет, в 22 час 45 минут посадка. Полет по «большой коробочке» с бомбометанием на первом развороте.

В тех условиях оценить результаты удара не представлялось возможным, но какое-то время огонь батареи стих, что дало возможность более или менее спокойно вести погрузку в порту Севастополя. В ту ночь из города на лидере «Ташкент» было эвакуировано полотно знаменитой панорамы художника Рубо.

ДБ-3 с бортовым номером «614» («6» — номер полка, «14» — номер самолета в полку) стал последним бомбардировщиком, выполнившим боевой вылет с аэродромов осажденного Севастополя. Между тем в полку по состоянию на 26 июня осталось всего семь исправных бомбардировщиков, включая борт «614».

Назин Иван Ильич. 1943г

Назин Иван Ильич. 1943г

И.И. Назин выполнил 152 боевых вылета, из них 106 ночью. 1 мая 1943 г. И.И. Назин был удостоен звания Герой Советского Союза, награды получили все члены экипажа.

12 октября 1942 г. у берегов Кавказа самолет Назина был по ошибке сбит своей зениткой. Тогда экипажу удалось спастись. Герою суждено было погибнуть в «обычной» авиакатастрофе:

«… 17.08.43 года. После взлета на задание (26 км восточнее Тулы) в 2 ч. 25 мин. потерпел катастрофу в результате раскрутки винтов экипаж Героя Советского Союза мл. л-та Назина И.И., штурмана звена ст. л-та Калашникова, штурмана Картамышева, радиста с-та Селезнева, стрелка с-та Яркового. Весь экипаж погиб.«

В своей книге «Труженники фронтового неба» ветеран полка Масленников Б.Н. подробно описал этот и другие случаи боевых будней сослуживцев (см. Часть 1 и Часть 2 ).

Со второй половины августа полк работал с аэродрома Кутаиси. Бомбовые удары наносились по перевалам Клухор и Чмахана, по шоссе Шаумян — Хадыженская, Апшеронская — Нефтегорская, Майкоп — Суздальская, по аэродромам Краснодар, Майкоп, Белореченская, по переднему краю противника и железнодорожным узлам Северного Кавказа.

В последний день 1942 г. в боевой вылет на бомбометание железнодорожного узла Сальск ушел экипаж старшего лейтенанта А.В. Иванова. Из боевого задания самолет не вернулся. Члены экипажа долгое время числились без вести пропавшими. Летом 1996 г. поисковая группа Краснодарской Академии МВД на леднике Кюкюртлю, западный склон Эльбруса, нашла обломки бомбардировщика, документы и личные вещи членов экипажа.

По документам в Подольском архиве МО РФ был установлен состав экипажа: командир старший лейтенант Александр Иванов, штурман капитан Иван Машков и бортстрелок старшина Петр Тюнин. Останки героев были торжественно захоронены в г. Тырныауз Кабардино-Балкарской республики. Менее чем за год, самый тяжелый первый год, войны Александр Иванов был трижды награжден орденом Красного Знамени, а 11 августа 1942 г. представляется к званию Герой Советского Союза. Указом Президента РФ от 12 декабря 1998 г. Александру Иванову посмертно присвоено звание Героя России.

В начале марта 1943 г. полк понес тяжелейшие потери — в марте в полку осталось всего пять летчиков. Высшим командованием было принято решение полк расформировать, а остаткам личного состава прибыть на аэродром Староселье под Рыбинском для формирования нового полка. 7 экипажей (по числу оставшихся самолетов) во главе с зам. командира полка И. Н. Тюленевым остались в Кутаиси и вошли в состав 367 бап. Командир полка Лукин на свой страх и риск принял решение тайно доставить в Рыбинск Боевое Знамя полка. Правдами и неправдами командир добился отмены приказа о расформировании. 6-й дальнебомбардировочный авиаполк был укомплектован до полного штата и вооружен новенькими самолетами Ил-4 (ДБ-3Ф). Летом 1943 г. по указу Президиума Верховного Совета СССР полк получил новое знамя, а старый, иссеченный осколками полковой стяг передан на хранение. Ныне первое знамя 6-го дбап хранится в Центральном музее Вооруженных сил.

В Староселье, а затем на аэродроме Киржач, полк переучился на самолеты Ил-4.

20.05.1943 г. 6 дбап перебазировался на полевой аэродром Усмань (60 км сев. Воронежа), откуда возобновил боевую работу на Степном фронте. Экипажи наносили удары по противнику, сосредоточенному на прилегающей к линии фронта территории (Курская, Белгородская и Орловская области), а также по объектам в Приднепровье.

В июне 1943 года командиром 6-го бап был назначен подполковник Финогенов М.С., а майор Лукин В.И. был переведен командиром 840 –го ДБАП .

24.06.43 г. полк перебазировался на аэродром Волынь (Волынцево) в 26 км. восточнее Тулы, где вошел в состав 113 бад Брянского фронта. Первый вылет в ходе Курской битвы выполнил 12.07.1943 г.

Пополнение на формирование полка прибыло с Дальнего Востока. Никто из новых летчиков не имел боевого опыта. Нехватка, а точнее отсутствие боевого опыта привела к трагедии 13 июля 1943 г. Полк в новом составе ушел на боевое задание всего во второй раз. Над Орлом зенитками было сбито сразу девять самолетов, а три вернулись на базу со значительными повреждениями и были списаны.

Подполковник Финогенов М.С. командовал полком до сентября 1943 года. После него к командованию полком приступил майор Дорохов Г.П. до этого занимающий должности командира эскадрильи и зам командира 6-го ДБАП.

23.10.43 г. перебазировался в район Мосальска, на аэродром близ Васильевки, откуда осуществлял авиационную поддержку наступающих войск в Приднестровье. В ноябре-декабре 1943 г. в состав полка прибыли на пополнение 6 экипажей 279 бап и 5 экипажей 3 зап, а так же получено с заводов 12 новых Ил-4.

В мае 1944 г. полк передал самолеты Ил-4 в полки 113 бад. Летный и технический состав (68 чел) убыли в Москву для переучивания самолетов Ту-2с.

На Берлин

Переучивание личного состава и комплектование бомбардировщиками Ту-2 производилось на аэродроме Малино под Москвой, а одна эскадрилья получила именные самолеты «Москва». 20 августа 3 девятки Ту-2 6 дбап в парадном строю, возглавляемые командиром дивизии Лебедевым, прошли над Красной площадью на параде в честь Дня Воздушного Флота (см. фото).

01.09.44 г. полк закончил переучивание на ТУ-2с и 11 экипажей приняли участие в ЛТУ в составе 326 бад.

14.12.44 г. перебазировался с аэродрома Малино на аэродром Шяуляй. Отсюда началась интенсивная боевая работа полка на самолетах Ту-2с. Наиболее важными объектами бомбардировок были порты Балтийского моря Либава, Розенберг, Пиллау, Кенигсберг.

Первый боевой вылет на новой технике личный состав выполнил 21 декабря 1944 г. с аэродрома Шауляй, который после войны на долгие годы станет родным домом полка. Вылет для полка закончился трагедией — на взлете разбилось 4 экипажа: один упал из-за отказа двигателя, второй свалился на крыло и разбился из-за невыдерживания режима взлета и два столкнулись при сборе в боевой порядок.

Но следующий вылет 16 января 1945 года был более удачным. Две девятки Ту-2, ведомые майором Саловым, атаковали Куссен (Восточная Пруссия). Несмотря на отсутствие истребительного прикрытия, цель была успешно поражена.

25 января 1945 г. две девятки Ту-2 под командованием майора Салова бомбили порт Либава. Перед бомбометанием истребители прикрытия отошли в сторону, чтобы не входить в зону действия ПВО противника. Как выяснилось, решение командира группы истребителей оказалось роковым. Над целью бомбардировщики встретили не только огонь зениток, но и группу Fw-190. «Фоккеры» атаковали спереди снизу. В первой же атаке истребители противника подожгли Ту-2 капитана Первушина и ст. лейтенанта Трифонова

Трифонов сбросил бомбы и направил горящий самолет в скопление немцев. Отважный летчик и штурман остались живы! В последний момент им чудом удалось покинуть самолет (стрелок и радист были убиты огнем Fw-190). Первушин дотянул горящий бомбардировщик до территории, занятой нашими войсками, после чего отдал приказ экипажу покинуть самолет. При прыжке у парашютов стрелка и радиста перехлестнулись стропы, а штурман ударился о шайбу киля. В тот раз Первушина судьба хранила, он погиб позже. Надпись «За Петра Первушина» появилась на Ту-2 с бортовым номером «2», на котором летал майор Салов — еще один забытый герой 6-го полка (подробнее в книге Масленникова Б.Н. «Труженники фронтового неба»).

С 26.03.1945 г. действовал с аэродрома Грислинен (восточная Пруссия), наносил удары по опорным пунктам противника на Зеландском полуострове и по объектам обороны в Кенигсберге и Данциге.

За успешные боевые действия по взятию Кенигсберга полк Указом Президиума ВС СССР от 24 апреля 1945 г. был награжден орденом Кутузова III степени.

В конце войны полк базировался в Польше, в местечке Заган. Последние боевые вылеты 6 дбап сделал по Берлину.

25 апреля 18 Ту-2 бомбили район Имперской канцелярии. Из шести полков корпуса в тот день по причине плохой погоды на цель вышла только группа бомбардировщиков зам.командира 6-го дбап майора Салова В.Г.

Василий Геннадьевич Салов за войну выполнил 432 боевых вылета, награжден пятью орденами Красного Знамени. По количеству орденов Красного Знамени, полученных в годы войны, Салова в ВВС превзошли только знаменитые летчики-истребители Кожедуб и Лавриненков. К званию Героя Салов представлялся, но Героя так и не получил. За последние годы ветераны и штаб 117-го втап неоднократно пытались восстановить справедливость, добиваясь присвоения В.Г. Салову звания Герой России, но безуспешно… (Похоронен в г.Балашов, Саратовской области)

Приказом Главнокомандующего вооруженными силами СССР от 11 июня 1945 г. за содействие войскам 1-го Белорусского фронта в штурме Берлина полку было присвоено почетное наименование «Берлинский».

Дальний Восток

С окончанием войны с Германией полки, вооруженные новейшими бомбардировщиками Ту-2, получили приказ перебазироваться на Дальний Восток. Личному составу объявили лишь о перебазировании в Европейскую часть Союза, однако личный состав прекрасно представлял себе маршрут «в общих чертах». Очень красочно и подробно история перелета 6-го дбап на Дальний Восток отражена в книге Масленникова:

1 июля. Перелет Заган — Кобрин. … при установленном 30-секундном интервале взлета, экипаж последнего самолета нашей, замыкающей общий строй полка, эскадрильи взлетел через 13 минут после начала взлета группы. … Полковая группа — колонна эскадрилий в строю клиньев звеньев Ту-2 следовала в направлении Кобрина.»

2 июля полк перелетел из Кобрина в Кубинку. 4-го был в Казани, 7-го — в Свердловске, 9-го — в Омске, а 10-го — в Новосибирске. 14-го июля — Красноярск, 15-го — Белая, 16-го — Улан-Удэ, 17-я — Бада, конечная точка маршрута. Далее предстояло лететь в точку № 5, «пятая точка». В точку № 5 предстояло лететь с полностью заправленными топливными и масляными баками, с полным боекомплектом к бортовому стрелковому оружию и бомбовой нагрузкой из девяти бомб ФАБ-100 в люках и двух ФАБ-250 на внешней подвеске под центропланом. Из точки № 5, в случае чего, первый боевой вылет предполагалось выполнить «на собственных ресурсах». Подготовка к перелету в «пятую точку» завершилась 3 августа. 4-го была объявлена готовность № 2, а 5-го полк перелетел на полевой аэродром в Монголию, в район Тамцак-Булака.

«Пятая точка» — служебно-жилой «массив» из нескольких десятков палаток, вблизи которых красовалось посадочное «Т». … Аэродром — большая ровная грунтовая площадь, позволяющая выполнять взлет и посадку в любой точке летного поля. Лишь бы не попасть колесами шасси в норы сусликов, которых здесь множество.

Приказ на боевой вылет поступил 8 августа. Утром 9 августа полку в составе трех эскадрилий предстояло нанести удар по железнодорожной станции и укрепрайону Холун-Аршан, а также по расположенному рядом аэродрому. Полным составом полк выполнил, помимо вылета утром 9 августа, еще два боевых вылета. В дальнейшем летали мелкими группами, чаще всего звеньями.

Последний боевой вылет на бомбежку ж.д. станции Солунь был выполнен 11 августа. «Полк, как и вся бомбардировочная авиация Забайкальского фронта, остался невостребованным». Война еще не завершилась, но полк уже не воевал, хотя экипажи несли боевое дежурство у самолетов. Вот как вспоминает о войне с Японией один из очевидцев: «Нашу вахту-дежурство и некоторую неопределенность мы воспринимали как временную и заслуженную передышку в нашем нелегком «броске» из-под Берлина до Монголии, включая в этот «бросок» и боевые полеты над монгольско-маньчжурскими просторами. Полк достойно выполнил свою боевую работу — способствовал ратным успехам Забайкальского фронта и, стало быть, скорейшему окончанию войны. Но «броску» нашему конца пока что не было видно.»

Так и случилось — бросок продолжался. 17 августа полк перелетел в Хайлар. Здесь личному составу объявили, что в составе 6-го бомбардировочного авиакорпуса полк будет включен в войска Советской зоны оккупации о. Хоккайдо. Началась подготовка к перелету в Варфоломеевку с посадкой для дозаправки на аэродроме Мудацзян.

27 августа Ту-2 ушли из Хайлара в Мудацзян, но из-за плохой погоды сели в Харбине. Заправиться в Харбине не удалось — в цистернах топливохранилища японского аэродрома оказался не бензин, а спирт…. По приказу командира полка Дорохова Г.П. были слиты остатки горючего с других самолетов и полностью заправлена машина командира эскадрильи майора Беспалова. Беспалов вскоре вернулся в Харбин с канистрами бензина. Было заправлено 3 самолета, которые выполнили аналогичный маневр и вернулись в Харбин с горючим. Такими челночными рейсами полк полностью был заправлен, и продолжил перелет в Мудацзян

В Варфоломеевку полк прибыл в первых числах сентября. С ходу началась подготовка к перелету в Японию, предполагаемый аэродром базирования — Саппоро. Лететь вновь предстояло с полной заправкой и с бомбами. 10 сентября поступил приказ о перелете, но не в Саппоро, а на аэродром Камисикука (ныне Леонидово) на о.Сахалине.

Аэродром Комисикука был построен японцами перед войной и представлял собой две крестообразные бетонные полосы длинной по 1000 м, соединенные между собой рулежкой с юго-западной стороны. Вокруг аэродрома были возведены мощные оборонительные сооружения.

Некоторое время полк стоял здесь в готовности № 2 к перелету с Сахалина на Хоккайдо. Команда так и не поступила, а полк задержался на острове Сахалин на несколько лет. В 1946 г. 6 дбап сменил номер — стал именоваться 345-м Берлинским ордена Кутузова III степени тяжелым бомбардировочным авиационным полком.

На Сахалине летчикам и техникам выпали новые испытания. Абсолютное отсутствие бытовых условий. Личный состав собственными силами строил жилье, столовую, классы и даже оборудовал самолетные стоянки.

После войны летчики на Сахалине жили весьма скромно, порой имея только один комплект обмундирования, да и то заношенного. Так молодому штурману мл.лейтенанту Павлу Захарову, который выбрал в жены дочь штурмана дивизии подполковника Ерёмина В.П., на свою свадьбу пришлось одалживать гимнастерку у своего командира Алексея Деминока.

Трудности быта лишь дополняли трудности службы. Оторванность от Большой Земли сказывалась даже на уровне боеготовности: нехватка запчастей и топлива считалась нормальным явлением.

 Сольцы — Шяуляй (Литва)

На стратегическом направлении

В мае 1951 года начался долгожданный перевод полка на Большую землю. Личный состав с семьями морским транспортом под усиленной охраной был доставлен во Владивосток, далее поездом в Европейскую часть СССР. Исправные самолеты Ту-2с были переданы Китайской Народной республике и в военные училища.

Новым местом дислокации полка был определен аэродром Сольцы Новгородской области. Однако в Сольцах не была закончена реконструкция полосы под тяжелые бомбардировщики Ту-4, и 345-й тбап был временно размещен в Мачулищах Белорусской ССР (по свидетельству Масленникова Б.И. – в Кировобаде, но документально это не подтверждается). В Мачулищах и началось переучивание личного состава на Ту-4.

В декабре полк на самолетах Ту-4 перелетел на аэродром Сольцы. На аэродроме кроме 345-го тбап располагался и 840 тбап этой же, 326 тбад. Началось планомерное освоение самолетов Ту-4. В соответствии с курсом боевой подготовки экипажи начали выполнять полеты днем в простых метеоусловиях. Осваивалось фотобомбометание по морским целям на Балтике. В качестве целей использовались полузатопленные военные корабли, оставшиеся после войны. Затем начались полеты днем в сложных метеоусловиях. На полетных картах полка того времени нанесен маршрут на максимальную дальность по маршруту – Сольцы — полигон Херсон — полигон на Каспии — Рыбинск – Сольцы.

В 1953 году экипажами была полностью освоены полеты днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. В 1954 году полку была поставлена задача на проведение тактического ночного фотобомбометания составом полка по Угличской ГЭС. При заходе на цель на экране локатора появлялась хорошая засветка цели и все экипажи отработали по этой цели на «отлично», и только один экипаж отработал по слабой засветке, появившейся перед целью. Весь экипаж переживал за неудачное бомбометание. Каково же было удивление полка после разбора полетов, когда выяснилось, что цель поражена только одним экипажем. А ларчик открывался просто: в ходе подготовке к данным учениям крыша ГЭС была накрыта тонкой прорезиненной тканью, а выше электростанции через реку были натянуты троса и накрыты листами жести. На подходе к цели на экране локатора появлялась слабая засветка и тут же «на боевом курсе» открывалась хорошая ложная радиолокационная засветка цели. «Оргвыводов» в отношении «промазавших» экипажей однако не последовало, на то она и учеба.

Кроме бомбардировщиков 345-й ТБАП имел два Ту-4 – постановщика помех, оборудованных шумовыми установками с дополнительным оператором в составе экипажа. Их так и называли: «шумовики». Внешне такие самолеты почти не отличались, но в бомбоотсеках у них стационарно была смонтирована аппаратура для постановки помех. Кроме того, имелись устройства для выброса специальных патронов, начиненных иголками, облако которых создавало радиолокационные помехи. Самолеты-«шумовики» бомб не несли и в полете просто сопровождали строй бомбардировщиков, в случае необходимости заглушая наземные радиолокаторы.

В каждой эскадрилье было по 10 самолетов Ту-4, а всего в полку – 3 эскадрильи. Все наши машины имели серебристый цвет и несли бортовые номера крупно по бокам носовой части фюзеляжа и, чуть мельче, на киле.

Штат в полку был огромнейший, ведь каждый летный экипаж состоял из 11 человек: командир корабля, правый пилот, штурман-оператор, штурман-навигатор, штурман-бомбардир, бортинженер, борттехник, командир огневых установок, стрелок левый, стрелок правый и радист.

На аэродроме базировались сразу два полка 345 тбап и 840 тбап. Городок был маленький, в каждом доме ютилось сразу несколько офицеров-холостяков. Условия были адские: холод, сырость и клопы. Не каждой семье удавалось получить хотя бы 10-метровую комнатку в «финском домике».

В Сольцах между однополчанами сложились теплые взаимоотношения. Будучи в тесной компании, мы ничем не отличались, будь то техник или летчик. У нас был организован ансамбль полковой самодеятельности, «Шутка», который очень помогал разнообразить досуг среди хмурых новгородских болот. В 1957 г. ансамбль занял первое место на всеармейском конкурсе в Смоленске. Коллектив выступали с концертами по всей Новгородской области и везде их ждал аншлаг. Сплачивало и то, что личный состав размещался компактно, без особых удобств, на всех поровну деля радости и невзгоды. Поэтому жили очень дружно.

Случались в этот период и трагедии. В феврале 1955 года не вернулся из полета экипаж Ту-4 командира отряда капитана Верятина Я.П. из 345 полка.

В 1956 году  345-й тбап приступил к переучиванию на Ту-16. Однако летать на этих машинах полку пришлось недолго. (см. «Из воспоминаний мл.лейтенанта Кравченко А.А.«)

 В 1959 г. полк переформировали в 179-ю Берлинскую ордена Кутузова III отдельную тяжелую эскадрилью самолетов-заправщиков, на вооружение эскадрильи поступили самолеты М-4-II и ТУ-16 з, имелись и Ту-16 в варианте бомбардировщиков.

Эскадрилья проходила подготовку в Энгельсе на базе 1230 и 968 тбап. В начале 60-х местом дислокации был определен Шяуляй, а эскадрилья получила негласное наименование «Нормандия». Другая отдельная авиаэскадрилья самолетов-заправщиков базировалась на аэродроме Украинка и называлась «Летучие мыши». Обе части подчинялись непосредственно командованию 201-й тбад.

Крупные учения по плану министерства обороны «Волна» проводились в 1961 г. В рамках учений девять заправщиков М-4-II выполнили перелет в Украинку с попутной дозаправкой бомбардировщиков 3М из 1226-го тбап. В 1962 г. было продолжено переучивание личного состава эскадрильи на самолеты Ту-16: экипажи одновременно отрабатывали полеты на самолетах-заправщиках и «традиционные» бомбардировочные задачи на Ту-16. На заправщиках было подготовлено 19 экипажей, на Ту-16 — 22.

В 1964 г. экипажи эскадрильи выполнили 275 полетов на дозаправку топливом бомбардировщиков 3М из 1230-го тбап. Экипажи полковника Нэзимкина и майора Шитина выполнили посадку на Арктическом аэродроме. Впервые экипажами майоров Исаева, Полещука, Шитина и Зари была выполнена дозаправка Ту-95К из 106-го тбап над нейтральными водами Мирового Океана.

В 1965 г. полеты на дозаправку Ту-95 и 3М над океаном выполнялись уже регулярно.

«Арктическая тема» получила развитие в 1967 г. — 39 полетов по плану «Купол», в том числе 11 полетов с посадками на арктических аэродромах.

От заправщиков к постановщикам

В 1969 г. резко изменились задачи, эскадрилья была преобразована в полк и передана в ВТА, поменялось и наименование: «117-й Берлинский ордена Кутузова III степени отдельный полк электронного подавления» (директива Генерального Штаба от 22 ноября 1969 г.). 19 января 1970 г. на аэродроме Шауляй произвели посадку шесть самолетов Ан-12ППС, пилотируемые летчиками майорами В.А. Ложкиным, В.М. Ткачевым, капитанами B.C. Бондаренко, А.А. Серенко и старшими лейтенантами А.Н. Баженовым, А.П. Секаевым. Это были первые постановщики помех 117-го полка. В январе-феврале 1970 г. пополнялся самолетный парк полка, прибывал личный состав. К началу марта в полку имелось десять Ан-12ППС и два Ан-12БК.

На год были поставлены следующие задачи:

*    формирование 1-й и 2-й авиационных эскадрилий

*    теоретическое и практическое освоение новой боевой техники.

*    подготовка экипажей к ведению боевых действий по постановке активных и пассивных помех в боевых порядках отряда днем и ночью.

Впервые экипажи полка приняли участие в учениях 26-й воздушной армии, которые проходили в период с 26 февраля по 6 марта 1970 г., то есть фактически до завершения формирования полка. Было выполнено десять самолето-вылетов с общим налетом 36 часов.

До конца года экипажи полка шесть раз привлекались к оперативно-тактическим учениям и четыре раза принимали участие в дивизионных учениях совместно с 18-й гвардейской военно-транспортной авиадивизией, 6-й гвардейской ВТАД и 7-й ВТАД, дважды Ан-12ППС были задействованы на армейских учениях (26-й ВА и 15-й ВА).

Практически сразу экипажи полка приступили к оказанию интернациональной помощи. Экипаж капитана Л.И. Чеснокова был направлен в Сирию, в дальнейшем этот самолет и экипаж были переданы ВВС Черноморского флота. С октября 1970 г. в Сирии на ротационной основе с годичным сроком командировки находились экипажи и самолеты Ан-12ППС из 117-го полка. В первую командировку направили четыре экипажа — майора А.И. Коробейникова, капитана И.И. Супрунова, старших лейтенантов А.А. Баженова и А.П. Секаева. В 1972 г. количество «командированных» самолетов и экипажей снизили до двух. Боевое дежурство в Сирии продолжалось до 1982 г.

В 70-е годы дважды менялось наименование полка — сначала на «отдельный авиационный радиоэлектронный полк специального назначения, затем на «отдельный авиационный полк РЭБ» с сохранением почетного наименования и регалий.

С 1971 г. полк принимал участие во всех крупных учениях, таких как «Юг», «Неман», «Удар», «Эфир», «Запад», «Зенит», «Электрон», «Амур». В июле 1971 г. экипаж майора Краснова выполнил шесть самолето-вылетов по плану учений «Явор» вооруженных сил Польши. На учениях «Зенит-72» полк впервые выполнял боевую задачу, действуя с двух аэродромов, расположенных на разных театрах военных действий. Периодически экипажи полка привлекались к инспектированию различных соединений ПВО, в том числе и ПВО военно-морских флотов. Чаще всего за подобные инспекции полк получал оценку «отлично».

В 1976 г. в полку имелось 29 Ан-12ППС, пять Ан-12БКИ, один Ан-12БКС и один Ан-12БПС.

В 70-е, 80-е годы полк работал по плану учебно-боевой подготовки, осваивал новые методы постановки помех, отрабатывал взаимодействие с различными родами авиации и ПВО. Самыми напряженными месяцами были весна и осень – период проверки боевой подготовки в ВС СССР. География полетов была разнообразна, экипажи обслуживали в основном район от западных границ до Урала, далее была «вотчина» полка постановщиков, базировавшихся на аэродроме «Черемушки» (г.Чита).

Нечасто полк привлекался для грузовых перевозок, в основном в интересах полка или 18 гв.втад, у которой находился в оперативном подчинении (грузовых самолетов Ан-12 БК было по 2-3 на эскадрилью), однако полетов на постановку помех было предостаточно. Чаще всего экипажи работали с аэр. Астрахань, аэр. Ахтубинск, аэродромов Московкого аэроузла, в Карелии и Закавказье. Нередко экипажи привлекались для испытания новых систем ПВО, самолетных систем обнаружения и наведения. Учебные полеты проводились также регулярно. Подготовка экипажей осуществлялась по КБП ВТА, но была и специфика – полеты на постановку помех. Применялась работа одиночных самолетов или отряда в зонах, полеты в рассредоточенных боевых порядках «поток одиночных самолетов», «клин», в плотных боевых порядках «200х200», «400х400» (для противодействия ЗРК «Хок») и другие. В процессе выполнения полетов случались предпосылки к летным происшествиям и поломки. Не обошлось и без катастроф.

В эти годы полк потерял 3 экипажа.

21 января 1977 года экипаж старшего лейтенанта Саяпина Владимира в районе н.п. Крестцы под Кречевицами выполнял полет вторым ведомым в тройке Ан-12ПП на проверку частей ПВО ночью за облаками, на высоте полета 6 350 м. Полет выполнялся с включенными бортовыми средствами РЭБ. Паре Су-11 с аэродрома Хотилово была поставлена учебная задача перехватить воздушную цель, двигавшуюся с запада. Ведущему перехватчиков удалось обнаружить цель. Он визуально выполнил учебную атаку на один из Ан-12, проскочил между первым и вторым Ан-12 ППС, а ведомый столкнулся со вторым ведомым отряда Ан-12. Самолеты столкнулись с землей, разрушились и сгорели. Экипажи погибли (8+1). Экипаж Саяпина захоронен на кладбище в Шяуляе, на могиле  воздвигнут монумент в виде Икара.

После ввода Советских войск в Афганистан там выполняли транспортные перевозки и экипажи 117 оап РЭБ.  Первая группа   на аэродром Кабул работала с августа 1985 по сентябрь 1986 года в составе 2 экипажей: майора Коноплева и капитана Хохрякова В.С.,  штурманы п/полоковник Вдовин А. и Бадерко Н.И.,  ст.б/техник Успенский В.,  б/техник по АДО Толмачев А.,  ст.возд.радист Калинин Ю. М., ст.возд.стрелок Забашта И.Н. За образцовое выполнение задания 5 человек были награждены орденами и медалями. С апреля 1987 по май 1988 года там по очереди работали экипажи капитана Григорьева А.Д., капитана Чернова, капитана Баранова Н., майора Полуэктова В. Состав экипажей как правило был сборным из разных авиационных частей.

Для экипажа капитана Григорьева эта командировка закончилась трагически. 21.10.1987г. при взлете с аэродрома Кабул самолет Ан-12 БК командира корабля Григорьева Александра Дмитриевича, ночью, в ПМУ, на разбеге столкнулся с вертолетом Ми-24. Экипаж и пассажиры Ан-12 погибли. Причина – ошибка группы руководства, разрешившей взлет при занятой полосе (аэронавигационные огни воздушных аппаратов были выключены).

Через 2 года произошла еще одна катастрофа в совершенно мирной обстановке на аэродроме Приволжский (Астрахань) при выполнении полетов на обеспечение учебно-боевой подготовки военнослужащих стран Варшавского договора.

1.09.1989 в нарушение установленной схемы командир отряда майор Сахаутдинов Роберт Радикович принял решение о выполнении захода на посадку с максимальным градиентом снижения. В результате ошибки при выполнении разворота самолет не попал на посадочную прямую. Вместо ухода на второй круг майор Сахаутдинов увеличил крен для выхода в створ полосы. Самолет вышел на вторые режимы полета, потерял управление и плашмя упал с высоты 200 м между дальним и ближним приводом. Экипаж погиб.

Несмотря на начавшееся брожение в обществе, ухудшение снабжения топливом и запчастями полк в конце 80-х начале 90-х продолжал напряженную работу. Кроме обычных плановых проверок системы ПВО округов экипажи привлекались для испытания новых систем вооружения. Осенью 1989 года в Прибалтике силами полка с привлечением наземных средств было проведено испытание новейшего комплекса С-300. Мы осуществляли прикрытие боевых порядков Ил-76 и Ан-22 с включением всех средств постановки помех и выброской дипольных отражателей. Экипажи отработали в строгом соответствии с планом, но наше командование осталось недовольно, так как полк не смог оказать никакого противодействия комплексу С-300 активными помехами, пассивные же «разметало» неожиданно поднявшимся сильным ветром на эшелоне полета, хотя таким количеством самолетов мы все равно были бессильны против этого комплекса. Вскоре на базовом аэродроме в Шяуляе экипажем майора Алешина было проведено испытание станции наведения самолета Миг-29. Вероятность успешных атак составила чуть более 50 %. Через полгода отряд майора Алешина с аэродрома Мары пытался противостоять станциям наведения Су-27 с фазированными решетками. По заявлению летчиков «сушек» — помех они даже не наблюдали. Это означало, что время Ан-12 ППС уходило. Испытания же нового комплекса Ил-76ПП показали его бесперспективность, и вскоре работы по его доводке были прекращены.

 В Вооруженных Силах России.

 Социальные и политические потрясения конца 80-х – начала 90-х годов серьезно сказались и на судьбе нашего полка. К-счастью, в Шяуляе в руководстве общественной организации «Саюдис» большинство было за умеренными и умными активистами. Несмотря на попытки некоторых «оторванных» спровоцировать беспорядки, они сумели удержать ситуацию под контролем. Прежде всего, послали в воинские части представителей для мирного диалога. Командование пошло навстречу и организовало несколько встреч с личным составом полка, на которых в спокойной обстановки обсудили наболевшие вопросы и пришли к решению, что ни той ни другой стороне не следует прибегать к радикальным мерам, несмотря на давление сверху. Так или иначе в Шяуляе обошлось без столкновений. Вскоре пошли разговоры о переводе части в оренбургские степи. После «переворота» полк единогласно отказался присягать Ельцину (пресловутый 140-й приказ). «Мы присягали один раз своему народу» — ответили авиаторы. Реакция была незамедлительной: в связи с переводом полка (точно неизвестно куда) произвести вывоз стрелкового вооружения и боеприпасов на склады хранения в Калининградскую область. У охотников отобрали даже охотничьи ружья. Начались перебои с денежным довольствием, потом вместо денежного довольствия начали выплачивать жалкое пособие, на которое невозможно было прожить даже одному. Надо отдать должное управлению полка и конкретно командиру полка полковнику Бондареву Ю.И., который в такой сложной обстановке сумел организовать какое-то обеспечение довольствием, при этом не снимая задач учебно-боевой подготовки и подготовки полка к перебазированию. Перебазирование началось в 1992 и закончилось в 1993 году. Новым местом дислокации был определен аэродром Оренбург-2 и база расформированного Оренбургского летного училища. Во время перебазирования сгорела комната Боевой славы. Погибли многие документы, включая часть Исторического формуляра полка, касающуюся Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Основными проблемами на новом месте стали: отсутствие жилого фонда — его только обещали построить, задолженность по зарплате — её не платили почти год (не выплатили и позже), и отсутствие полетов по учебному плану из-за нехватки топлива. Перевозки и спецзадания выполняли только подготовленные экипажи. Чтобы хоть как-то прокормить семьи многим в свободное от службы время приходилось подрабатывать на стороне…. Часть семей разместились в учебных корпусах и казарме училища, большинство же – где придется, съемных квартир также не хватало: Оренбург – большой город, но и он не в состоянии был сразу разместить целую авиадивизию.

В этот период уволилось много подготовленных специалистов, летный состав в основном потерял навыки, предстояло все восстанавливать почти с нуля.

Постепенно быт стал налаживаться, подготовку летного и технического состава совмещали с выполнением спецзаданий, на место уволенных пришли другие. Начался новый, заключительный этап в жизни нашей авиачасти.

Директивой Министра обороны РФ от 14 ноября 1994 г. полк переведен на новый штат и переименован в «117-й Берлинский ордена Кутузова III степени военно-транспортный авиационный полк». В соответствии с новым штатом 1 -я и 2-я эскадрильи получили самолеты Ил-76, а на вооружении 3-й АЭ остались Ан-12 БК ППС. С января по май 1995 г. личный состав в теории осваивал Ил-76 МД, а с июня по август проходил практическое переучивание.

Самолеты Ил-76МД поступали из разных полков ВТА, подлежащих расформированию. Больше всего самолетов (вместе с личным составом) прибыло из Укурея.

В Оренбурге также не обошлось без потерь. 27.11.1996 г. экипаж майора Бережного А. с инструктором командиром отряда майором Яковлевым Андреем на самолете Ил-76МД выполнил взлет по маршруту Абакан-Петропавловск-Камчатский со значительным превышением взлетного веса и начал набор высоты, сохраняя курс взлета. Согласно схеме, экипажу следовало начать разворот в 4 км от ВПП на высоте не менее 200 м. Однако, перегруженный самолет с трудом набирал высоту и экипаж продолжил полет по прямой, руководствуясь не расстоянием от ВПП, а высотой в 200 м в качестве момента начала разворота. В результате уборка закрылков и начало разворота были начаты лишь в 13 км от аэропорта. В момент разворота самолет столкнулся с сопкой, имеющей превышение в 337 м относительно аэродрома в 13,4 км от него. Во время набора высоты трижды срабатывала ССОС, однако это не насторожило экипаж. Самолет разрушился, экипаж 10 человек и пассажиры 13 человек погибли. В имеющейся у экипажа схеме сопка обозначена не была. На борту находилось 30 тонн коммерческого груза.

С 1998 г. 117-й Берлинский ордена Кутузова ВТАП в составе 12 втад.

Самолетный парк 117-й ВТАП по состоянию на 1998 г.: Ил-76М/МД, Ан-12ППС, Ан-12БК/БП, Ан-26, Ил-78.

Могучая сила, исправность которой, однако, составляла 46 %. Но даже такой уровень удавалось поддерживать ценой каннибализации одних самолетов в пользу других — за предыдущие годы в полки не поступило ни одного ЗИПа.

Полк принимал участие в командно-штабных учениях «Редут-98», а самолеты Ан-12 БК ППС обеспечивали Государственные испытания тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий».

В 1999 г. укомплектованность самолетного парка существенных изменений не претерпела — парк оставался сверхштатным. В марте проводились КШУ ГК ВВС «Воздушный мост 99» . К учениям по десантированию подразделений 98-й воздушно-десантной дивизии привлекались Ан-12ППС из 117-го ВТАП.

18 августа 2000 г. в Оренбурге проводились торжества в честь присвоения Ил-76МД № 78813 из 1-й эскадрильи 117-го ВТАП наименования «Оренбург».

В 2001 году экипажи Ан-12ППС из 117-го ВТАП принимали участие в испытаниях перспективного ЗРК С-400.

15-16 февраля 2002 г. один Ил-76 из 196-го ВТАП и шесть Ил-76 из 117-го ВТАП приняли участие в показных учениях 119-й ПДП 106-й ВТАД, посвященных 60-летию проведения Вяземской воздушно-десантной дивизии. 16 февраля с аэродрома Кубинка на площадку Двоевка (Вязьма) было десантировано парашютным способом 345 человек личного состава, три БМД-2, две установки ЗУ-23, один автомобиль ГАЗ-66. Впервые прицеливание при десантировании выполнялось по спутниковой навигационной системе.

За последние годы полк реформировался еще дважды. В 2001 г. в рамках реформирования ВС РФ проведено сокращение штатной численности вооружения и личного состава. 1-я и 2-я АЭ перешли на новый штат, а на базе 3-й АЭ был сформирован авиационный отряд из оставшихся Ан-12 БК ППС.

В 2002 г. реформирование продолжилось, но теперь — в сторону увеличения штатной численности вооружения и личного состава за счет людей и техники авиации РВСН. Авиационный отряд снова стал 3-й эскадрильей, на вооружение которой помимо Ан-12 БК ППС поступили самолеты Ан-26 и Ан-24.

Как и другие полки ВВС, 117-й полк не миновала общая беда — резкое снижение налетов по причине нехватки топлива и запасных частей:

Годы

1982

1992

1994

Общий налет

5933 ч

1732 ч

985 ч

Налет по курсу боевой подготовки

2171 ч

951 ч

744 ч

 Учения проводились все реже, тем не менее в 1996 г. 3-я эскадрилья принимала участие в проверке войск ПВО Московского и Приволжского военных округов. Экипажи 1-й и 2-й эскадрилий перевозили людей и грузы в горячие точки — в Чечню и Таджикистан. В 1997 г. возобновились полеты на десантирование. Более или менее на регулярной основе учения по десантированию и постановке помех стали проводиться с 2002 г. В 2005 г. Ил-76 из 117-го ВТАП выполнили три полета в Афганистан.

Оренбург лежит на пересечении воздушных трасс, неудивительно поэтому, что одной из важнейших задач для экипажей транспортных эскадрилий является перевозка призывников к местам службы. Такие полеты осуществляются регулярно, а в самом полку оборудован временный пункт размещения молодых бойцов.

Один из полетов по перевозке призывников едва не закончился катастрофой.

21 июня 2000 г. Ил-76 под командованием заместителя командира полка подполковника Андрея Жановича Зеленко выполнял перевозку молодого пополнения из Дагестана (212 человек) по маршруту Махачкала — Возжаевка (Дальний Восток). После взлета с промежуточного аэродрома Астрахань загорелись лампочки сигнализации отказа насосов перекачки топлива. Топливо подавалось только из баков правого крыла, от крена самолет приходилось удерживать рулями. Командир принял решение продолжать полет по маршруту, в Оренбург, но после отказа 1-й гидросистемы пришлось пересматривать решение — возвращаться назад и садиться в Приволжском.

Отказы, между тем, сыпались один за другим: электрооборудование, механизация крыла, шасси. На левом крыле начался пожар. Самолет уже находился на посадочном курсе. Ил садился с «голым» крылом, без выпущенной механизации, из-за чего снижался со скоростью истребителя. Земли самолет коснулся на скорости 370 км/ч. «Предвидя неизбежное выкатывание самолета за пределы ВПП, подполковник Зеленко заблаговременно дал команду на выход в безопасную зону из нижней передней кабины двум штурманам, чем спас им жизнь. Эвакуация была проведена четко и организованно, в противоположную от пожара сторону.

Командир экипажа покинул самолет после того, как убедился в отсутствии людей на борту». Через три минуты после того, как командир покинул борт, самолет взорвался. Только благодаря высочайшему мастерству экипажа, не пострадал ни один человек!

Об этом происшествии подробно рассказано в документальном фильме «Второе рождение» из цикла «Живая история».

   

Герой России А.Ж.Зеленко

Экипаж Героя России Зеленко А.Ж. у самолета Ил-76 «Оренбург»: С.Кочетов, П.Стацюк, О.Медведев, В.Перепелицын, С.Люлин, А.Зеленко. аэр.Оренбург-2

 Указом Президента РФ А.Ж. Зеленко присвоено звание Героя России, орденами Мужества награждены С.Н. Кочетов, СВ. Люлин, О.В. Медведев, В.И. Перепелицын, П.В. Стацюк, медалью Нестерова — А.В. Гапонов, И.Я. Годованец, А.В. Горбунов, P.P. Камалов, К.Н. Язинский.

В заключение немного о географическом месте дислокации полка. Один из старейших и заслуженных в отечественных ВВС полк достоин занесения в Книгу рекордов Гиннеса: штаб полка находился в Европе, а гарнизон и аэродром в Азии! Граница Европы и Азии проходит по реке Урал. 117-й ВТАП в этот период являлся самым восточным полком ВТА.

Героическое прошлое и настоящее не спасло 117 втап от участи других полков: из-за отсутствия финансирования Вооруженных Сил прекратились поставки самолетов и запчастей, самолетный парк отработал свой ресурс и 1 июля 2009 полк был расформирован. Оставшаяся материальная часть вошла в состав вновь образованной базы 1 категории №6956 с центральным штабом в Смоленске.

Аэродром Оренбург и сейчас поражает редких прохожих величественным видом уходящей за горизонт линии отлетавших свое самолетов: Ил-76, Ан-12, Ан-26.

 Ветераны

 Приказом сверху можно вычеркнуть из списка боевую часть, но память человеческую постановлением не зачеркнешь. Как ни стараются некоторые «проплаченные писаки» исказить нашу историю, живы еще ветераны, которые могут рассказать правду о себе и товарищах, о своих боевых буднях. Конечно, в настоящее время сложно организовать встречи ветеранов, так как правительству РФ и нынешнему военному руководству не до истории и её носителей, но мы не вправе забывать о своем прошлом, иначе тяжелые потрясения, которые сейчас переживает наше общество никогда не прекратятся.

Пока существовал полк, годовщины и юбилеи отмечались регулярно, руководство ВТА выделяло транспорт и средства, предоставляло базу для проведения мероприятий. Незабываемы встречи в г. Иваново, где был сформирован 6 дбап; в г. Шяуляй (Литва), где долгое время базировалась наша авиационная часть, в г.Оренбург – последнем пристанище полка. Немногочисленные фото можно посмотреть на этом сайте retrovtap.ru и других, есть даже небольшой фильм 70-летнего юбилея и прощания со знаменем.

Развитие современных технологий позволило общаться друг с другом, не покидая квартиры, но никакой интернет не заменит живого общения. И если нет возможности регулярно собираться большими компаниями, то можно встречаться хотя бы небольшими группами в местах компактного проживания ветеранов.

 Второе рождение 117-го втап

В 2014 году в связи с осложнением политической обстановки и возврату к полковой системе было принято решение о восстановлении 117 военно-транспортного авиационного полка, номер войсковой части однако изменился на 45097. 16 декабря 2014 года Командующий военно-транспортной авиацией генерал-майор Владимир Бенедиктов от имени Президента Российской Федерации вручил авиационному полку Боевое знамя нового образца, которое принял командир войсковой части полковник Руслан Феткулин.

Вручение нового Знамени 117 овтап. Оренбург. 16.12. 2014 г.

Несмотря на изменение названий авиачасти экипажи не прекращали летной работы, они принимали участие практически во всех крупных и мелких учениях, проводимых Вооруженными силами  РФ в последнее время. Но основной нагрузкой уже много лет остается работа в интересах народного хозяйства, вернее, в интересах российского бизнеса. К сожалению, о былой мощи и масштабах говорить не приходится: самолеты в основном уже давно отработали свой ресурс, нет двигателей, проблемы с запасными частями, да и с летными кадрами проблема. Остается только надеяться, что в стране наконец-то найдутся средства на возрождение авиации не только на бумаге….

 Краткая информация по истории полка

  Дважды Герои Советского Союза:

Ворожейкин А.В., Федоров Е.П.

Герои Советского Союза:

Балашов И.Ф., Лопатин Ф.И., Назин И.И., Наумов В.Н., Тюленев И.Н., Калиниченко С.З.

Герои России:

Иванов А.В., Зеленко А.Ж.

Именные самолеты:

«Оренбург» — почетное наименование присвоено самолету Ил-76МД «78813» в июне 2000 г.

Командиры полка год вступленияв должность
майор Никитин Bиктор Cеменович 1938 (по 09.1939)
полковник Тупиков Георгий Николаевич 01.1940
майор Набоков Семен Константинович 09.1940
майор Лавриненков Гавриил Пантелеевич 1941 (по25.08.1941)
полковник Можаев Александр Иванович 1941 (по 12.1941)
майор Лукин Василий Иванович 1941
полковник Финогенов Михаил Сергеевич 1943 (март)
подполковник Дорохов Григорий Петрович 1943
майор Байдаков Василий Васильевич 1947 год
полковник Буров Ф.А. после 1948 года
полковник Башкиров 1953
подполковник Чебатуркин Н.И. (?)
подполковник Назимкин И.Н. 1961
подполковник Калинин Геннадий Петрович 1966
полковник Старостин Анатолий Дмитриевич 1969
полковник Габитов Герман Исакович 1973
полковник Устинов Владимир Георгиевич 1980
полковник Чеханков Владимир Георгиевич 1983
полковник Бондарев Юрий Иванович 1991
полковник Горлов Сергей Викторович 1995
полковник Захаров Сергей Александрович 1999
полковник Зеленко Андрей Жаннович 2003
полковник Сухоручкин Дмитрий Владимирович 2005-2009
полковник Руслан Феткулин 2014 -
Content Protected Using Retrovtap.Ru